БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ –
ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА
На разных этапах общественного развития одним из самых пагубных явлений выступает коррупция (от лат. corrumpere – портить). Злоупотребление властью для получения выгоды в личных целях сопровождает человечество с древнейших времен. Несмотря на то, что история знает немало примеров борьбы с этим злом (порой крайне жестоких), к сожалению, оно не изжито до сих пор. В XXI веке коррупция остается в числе актуальных проблем, присущих всем без исключения странам.
Коррупционные правонарушения наносят колоссальный материальный ущерб современным государствам. Ежегодно в мире на взятки тратится
1 трлн. долларов США. Эти данные приведены в прошлогоднем исследовании ООН, подготовленном к Международному дню борьбы с коррупцией (отмечается 9 декабря). В результате коррупции государства недополучают ежегодно 2,6 трлн. долларов США – сумму, эквивалентную 5% мирового ВВП. В развивающихся странах потери, связанные с коррупцией, превосходят в 10 раз суммы, выделяющиеся в качестве официальной помощи. В Европейской комиссии ЕС утверждают, что коррупция каждый год приносит ущерб евроэкономике в размере 120 млрд. евро. А по оценкам Европейского бюро по борьбе с мошенничеством (англ. – OLAF), страны Европейского союза ежегодно теряют от коррупции 323 млрд. евро.
В Беларуси созданы и на практике реализованы механизмы государственной анкикоррупционной политики, доказавшие свою эффективность.
Этот вопрос находится под постоянным личным контролем Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко. Глава государства в своем выступлении на торжественном мероприятии, посвященном 100-летию органов государственной безопасности, отметил: «В последние годы общими усилиями компетентных служб коррупцию удалось обуздать (в Беларуси удельный вес выявленных преступлений коррупционной направленности в структуре всей преступности ежегодно составляет не более 2–3%). Однако о ликвидации негативных явлений еще говорить не приходится. Взяточничество, хищения, теневая коммерция и прочие нарушения закона подобного рода по-прежнему представляют собой огромную опасность для нашей страны».
Негативное влияние коррупции на социально-экономические процессы
В белорусском законодательстве коррупция определена как умышленное использование служебного положения в целях противоправного получения имущества или другой выгоды, а также подкуп должностного или приравненного к нему лица.
Основные негативные экономические последствия от коррупции заключаются в следующем:
расширяется теневая экономика (а на ее основе криминальный бизнес), что приводит к уменьшению налоговых поступлений и ослаблению бюджета;
нарушается конкурентное регулирование рынка, поскольку «конкурентоспособным» становится тот, кто получил преимущества незаконно;
неэффективно используются бюджетные средства при распределении государственных заказов и кредитов;
в случае нарушений в ходе приватизации, а также искусственных банкротств замедляется появление эффективных частных производств и собственников;
повышаются себестоимость производства продукции и товаров, отпускные (розничные) цены за счет коррупционных «накладных расходов», растет инфляция;
ухудшается инвестиционный климат. У агентов рынка появляется неверие в способность властей устанавливать, контролировать и соблюдать честные правила рыночных отношений.
В целом, потери от коррупции гораздо шире и глубже, чем это представляется с точки зрения простой ее оценки как суммарной величины взяток и сумм похищенного.
Отвлекаемые от целей общественного развития «коррупционные средства» снижают способность государства решать актуальные социальные проблемы населения.
Политическая опасность коррупции заключается в ее исключительно негативном воздействии на основы государственного устройства и правового регулирования. Деятельность коррумпированных чиновников всегда ориентирована на сохранение и поддержание различного рода личных и узкокорпоративных интересов, а не на обеспечение устойчивого развития государства.
В белорусском обществе преобладает негативное отношение к коррупции. Согласно результатам республиканского опроса, проведенного Информационно-аналитическим центром при Администрации Президента Республики Беларусь (далее – ИАЦ) в IV квартале 2017 г., 77,5% респондентов считают, что это недопустимое явление, с которым надо решительно бороться. При этом для белорусских граждан основным источником формирования мнения о коррупции являются публикации СМИ (58,5%). Значительно реже опрошенные указывают на произошедшие случаи с родственниками и близкими (13,5%), полученную в общественных местах информацию, слухи (10%), личный опыт (8%) и др.
Законодательство Республики Беларусь о борьбе с коррупцией
В Беларуси создана эффективная законодательная база по борьбе с коррупцией во всех сферах жизнедеятельности общества.
Правовые основы антикоррупционной деятельности в нашей стране содержатся в Конституции Республики Беларусь, регламентирующей наиболее важные общественные отношения.
Кроме того, наша страна является активной участницей ряда конвенций ООН и Совета Европы в области борьбы с коррупцией и организованной преступностью. Выполняя соответствующие международные обязательства, Республика Беларусь в рамках своей правовой системы последовательно принимает законодательные, административные и иные антикоррупционные меры.
На реализацию норм Конституции и международно-правовых актов направлен Закон Республики Беларусь от 15 июля 2015 года № 305-З «О борьбе с коррупцией» (далее – Закон о борьбе с коррупцией).
В Законе о борьбе с коррупцией:
установлены антикоррупционные ограничения и запреты для государственных должностных и приравненных к ним лиц;
регламентирован порядок урегулирования конфликта интересов;
содержится правовое регулирование декларирования доходов и имущества, устранения последствий коррупционных правонарушений, осуществления контроля (в том числе общественного) и надзора за деятельностью по борьбе с коррупцией.
Ответственность за правонарушения, создающие условия для коррупции, и коррупционные правонарушения устанавливается Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП), Уголовным кодексом Республики Беларусь (далее – УК) и иными актами законодательства.
Антикоррупционное законодательство Республики Беларусь состоит также из иных нормативных правовых актов, направленных на пресечение, профилактику, предупреждение коррупции и борьбу с ней.
Справочно:
В их числе:
- Указ Президента Республики Беларусь от 16.07.2007 № 330
«О специальных подразделениях по борьбе с коррупцией и организованной преступностью»; - Указ Президента Республики Беларусь от 17.12.2007 № 644
«Об утверждении Положения о деятельности координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией»; - Декрет Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5
«Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций»; - Директива Президента Республики Беларусь от 11.03.2004 № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины»;
- Директива Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 № 4
«О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь»; - Закон Республики Беларусь от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе»;
- Закон Республики Беларусь от 08.05.2007 № 220-З «О прокуратуре Республики Беларусь»;
- Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»;
- Закон Республики Беларусь от 04.01.2014 № 122-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»;
- постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.12.2011 № 1732 «Об утверждении Типового положения о комиссии по противодействию коррупции»;
- постановление Прокуратуры Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Комитета государственной безопасности Республики Беларусь от 05.04.2007 № 18/95/12
«Об информационном взаимодействии по вопросам формирования, ведения и использования единых банков данных о состоянии борьбы с коррупцией»; - другие правовые акты.
В Беларуси продолжается совершенствование актов законодательства, которые регулируют общественные отношения, наиболее подверженные коррупции.
Существенной корректировке подвергнут порядок осуществления административных процедур и государственных закупок, лицензирования, предоставления земельных участков.
Цель принятых в 2017 году документов – улучшение бизнес-климата, совершенствование регулирования контрольной (надзорной) деятельности, содействие торговле и бытовому обслуживанию, расширение самозанятости населения.
Справочно:
Например, с 1 января 2018 г. одним из изменений стал переход от системы плановых проверок к выборочным, назначение которых осуществляется с учетом критериев оценки степени риска совершения правонарушений и при наличии на это оснований. Исключена возможность вынесения предписания о приостановлении деятельности проверяемого субъекта. Установлена административная ответственность контролеров за совершение грубых нарушений при проведении проверок.
Ключевым документом в этой сфере стал Декрет Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства». Декрет минимизирует вмешательство должностных лиц в работу субъектов хозяйствования и усиливает механизмы саморегулирования бизнеса, его ответственность за свою работу перед обществом. Этим документом введен уведомительный порядок для ряда видов деятельности, систематизированы требования к безопасности, установлены мораторий на повышение налоговых ставок и новые налоги, сборы, пошлины, предоставлено право самостоятельно организовывать и проводить выставки, устанавливать режим работы торговых объектов и объектов общепита и др.
Справочно:
С 26 февраля 2018 г., например, можно не разрабатывать проектную документацию для размещения наружной рекламы; не получать согласия общего собрания членов гаражного кооператива для использования гаража в качестве СТО; не оформлять путевые листы для автомобильных перевозок и др.
Для практической реализации Декрета № 7 предстоит большая работа – необходимо внести изменения в более чем 6 кодексов, 21 закон, 13 указов, отраслевые и локальные документы.
Субъекты правонарушений, создающих условия для коррупции,
и субъекты коррупционных правонарушений
Субъектами правонарушений, создающих условия для коррупции, являются государственные должностные лица и лица, приравненные к государственным должностным лицам (статья 3 Закона о борьбе с коррупцией).
Справочно:
К государственным должностным лицам относятся работники, постоянно или временно занимающие должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей в государственных организациях и негосударственных организациях, в уставных фондах которых 50% и более долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц. К последним, например, относятся все республиканские и коммунальные унитарные предприятия, многочисленные открытые акционерные общества (ОАО «ГУМ», ОАО «Белбакалея», ОАО «Беллифт») и др.
Под лицами, приравненными к государственным должностным лицам, понимаются работники, которые постоянно или временно занимают в организациях с госдолей менее 50% должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, а также лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий.
Субъектами коррупционных правонарушений[*] являются, помимо названных лиц, иностранные должностные лица и лица, осуществляющие подкуп всех перечисленных лиц (статья 3 Закона о борьбе с коррупцией).
Субъекты противодействия коррупции
В Республике Беларусь сформирована единая система государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, их специальных подразделений и государственных органов и иных организаций.
Борьбу с коррупцией осуществляют органы прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности.
Государственным органом, ответственным за организацию борьбы с коррупцией, является Генеральная прокуратура Республики Беларусь.
Справочно:
В Генеральной прокуратуре Республики Беларусь создано управление по борьбе с коррупцией и организованной преступностью, в Министерстве внутренних дел Республики Беларусь – главное управление по борьбе с организованной преступностью и коррупцией.
В борьбе с коррупцией участвуют Следственный комитет Республики Беларусь, органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и таможни, Государственный пограничный комитет Республики Беларусь и иные органы пограничной службы Республики Беларусь, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и его инспекции, Министерство финансов Республики Беларусь и его территориальные органы, Национальный банк Республики Беларусь, другие банки и небанковские кредитно-финансовые организации, а также другие государственные органы и иные организации в пределах своей компетенции в соответствии с актами законодательства.
В настоящее время реализуется очередная программа по борьбе с преступностью и коррупцией на 2017–2019 годы.
В республиканских органах государственного управления и иных государственных организациях, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областных, Минском городском, городских, районных исполкомах, местных администрациях районов в городах, управляющих компаниях холдингов созданы комиссии по противодействию коррупции. В заседаниях комиссий, как правило, участвуют представители прокуратуры, органов внутренних дел, средств массовой информации.
Сила общественности (граждан и общественных объединений) заключается в привлечении внимания к тем или иным проблемам, решаемым в дальнейшем государственными органами.
Через специальную форму, предусмотренную на сайтах государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, граждане имеют возможность сообщить об известных им фактах коррупции (в том числе анонимно), а также обратиться за разъяснением интересующего вопроса, подать заявление, предложение, жалобу.
Ответственность за совершение коррупционных деяний
В зависимости от последствий коррупционных правонарушений в Республике Беларусь установлена уголовная, административная, дисциплинарная и гражданско-правовая ответственность.
Совместным постановлением Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Комитета государственной безопасности Республики Беларусь и Следственного комитета Республики Беларусь в декабре 2013 г. утвержден действующий перечень коррупционных преступлений:
- хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (статья 210 УК);
- легализация («отмывание») материальных ценностей, приобретенных преступным путем, совершенная должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (части 2 и 3 статьи 235 УК);
- злоупотребление властью или служебными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности (части 2 и 3 статьи 424 УК);
- бездействие должностного лица из корыстной или иной личной заинтересованности (части 2 и 3 статьи 425 УК);
- превышение власти или служебных полномочий, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности (части 2 и 3
статьи 426 УК); - незаконное участие в предпринимательской деятельности (статья 429 УК);
- получение взятки (статья 430 УК);
- дача взятки (статья 431 УК);
- посредничество во взяточничестве (статья 432 УК);
- злоупотребление властью, превышение власти либо бездействие власти, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности (часть 1 статьи 455 УК).
УК устанавливает весьма суровые санкции за совершение коррупционных преступлений, которые достигают 15 лет лишения свободы с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Практикуется организация выездных судебных заседаний по уголовным делам о коррупции на предприятиях, в трудовых коллективах.
Отсутствие в нашей стране «неприкасаемых» подтверждается примерами возбуждения резонансных уголовных дел в отношении руководителей самого высокого ранга, освобождения их от занимаемых должностей за допущенные просчеты в организации антикоррупционной работы.
Справочно:
К примеру, за получение взяток осуждены к 9 годам лишения свободы с лишением воинского звания и конфискацией имущества бывший командующий ВВС и войсками ПВО Вооруженных Сил; к 12 годам лишения свободы с конфискацией имущества – бывший заместитель генерального директора ОАО «Нафтан»; к 11 годам лишения свободы – бывший начальник Климовичского РОВД; к 14 годам лишения свободы с конфискацией имущества и лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью – бывший заместитель председателя Минского городского исполнительного комитета.
В Витебской области в 2017 году по сравнению с предыдущими годами значительно возросло число учтенных коррупционных преступлений.
Так, в соответствии с Порядком формирования сведений о коррупционных преступлениях (утвержден совместным постановлением Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, КГК, ОАЦ при Президенте Республики Беларусь, МВД, КГБ, СК Республики Беларусь от 27.12.2013 № 43/9/95/571/57/274) на территории области за 12 месяцев 2017 г. учтено 276 коррупционных преступлений (в аналогичном периоде 2016 г. — 168, или + 64,3%, 2015г. — 177, или + 55,9 %, 2014 г – 179, или + 54,2%).
Удельный вес коррупционных преступлений в общем массиве зарегистрированных по области преступлений составил 2,7 % (всего зарегистрировано 10 317 преступлений), в целом по республике удельный вес коррупционных преступлений — 2,2 %.
Всего за совершение коррупционных преступлений в области в истекшем году к ответственности привлечено 111 (в 2016 году — 132) лиц. В том числе к ответственности привлечены: 29 руководителей субъектов хозяйствования, 7 сотрудников контролирующих органов, 1 сотрудник милиции (заместитель начальника УГАИ УВД Витебского облисполкома Самуль А.Ч.), бывший председатель Сенненского райисполкома — Цапота В.В., председатель Ушачского сельского исполнительного комитета (Шнитко В.И.).
В 2017 году в Витебской области учтено 7 коррупционных преступлений, которые совершены сотрудником правоохранительных органов — заместителем начальника УГАИ УВД Витебского облисполкома Самулем А.Ч.
Приговором суда Первомайского района г. Витебска от 13.03.2017 Самуль А.Ч. осужден по ч. 2 ст. 426, ч. 1, ч. 2 ст. 430 УК Республики Беларусь, ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 6 лет с конфискацией имущества, лишением права занимать должности на 5 лет. Приговор вступил в законную силу 20.06.2017.
В 2017 году вступили в законную силу приговоры в отношении:
- Первого заместителя генерального директора ОАО «Молоко» Выхватеня С.В., который неоднократно (10 эпизодов) получал в качестве взяток денежные средства от представителей ряда коммерческих структур за благоприятное решение вопросов о заключении хозяйственных договоров, а также за своевременный расчет по договорам на более выгодных условиях (ст.430 УК);
- Преподавателя кафедры физической культуры и спорта УО «Витебский государственный университет им. П.М. Машерова» Василенко С.Г., который уличен в неоднократном получении взяток (9 эпизодов) от студентов университета за успешную сдачу экзаменов (ст. 430 УК).
- Специалиста 1 категории регионального отдела филиала транспортной инспекции по Витебской области ГУ «Транспортная инспекция министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь» Березовского С.Д. (ст. 430 УК);
- Заведующего кафедрой общей стоматологии УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет» Хромченкова А.П., систематически (признан виновным по 19 эпизодам) получавшего денежные средства (от 35 до 500 долларов) от студентов-иностранцев за сдачу экзаменов, зачетов, ликвидацию академической задолженности (ст. 430 УК);
- Должностного лица военизированной охраны ГО «Белорусская железная дорога» Волкова В.М., которым из корыстной и иной личной заинтересованности неоднократно составлялись фиктивные документы о привлечении к административной ответственности граждан за правонарушения, которые ими фактически не совершались (ст. 424 УК);
- Заместителя начальника УГАИ Витебского облисполкома Самуля А.Ч. по фактам получения им взяток (ст. 430 УК) и превышения служебных полномочий (ст. 426 УК);
- Заместителя начальника управления контроля за работой агропромышленного, лесохозяйственного и природоохранного комплексов КГК по Витебской области Крицкого Е.А., систематически превышавшего из корыстной и иной личной заинтересованности свои служебные полномочия (многочисленные факты получения денежных средств, комбикормов, мяса и другого имущества от руководителей 14 сельскохозяйственных предприятий 8 районов области (ст.426 УК));
- Главного налогового инспектора ИМНС по г. Новополоцку Лаздиня В.С. по фактам получения им взяток (установлено 9 фактов) от индивидуальных предпринимателей за решение вопросов, входивших в его компетенцию по службе (ст. 430 УК);
- Главного бухгалтера Поставского РИК Федотовой И.С. по фактам хищения ею денежных средств путем необоснованного завышения заработной платы (ст. 210 УК);
- Заместителя генерального директора по материально-техническому обеспечению ОАО «Нафтан» Карася С.Н., начальника управления производственно-технической комплектации Гвоздевского С.В., начальника отдела комплектации Перлова М.С., которые признаны виновными в совершении преступлений, предусмотренных ч.3 ст.424, ч. 2, ч.3 ст.430 УК, в том числе в получении взяток на общую сумму 247 000 долларов США, и осуждены к длительным срокам лишения свободы;
- Ведущего специалиста отдела снабжения и сбыта ГПУ «Национальный парк «Браславские озера» Федунова П.А., который систематически получал от представителей коммерческих структур взятки (ст. 430 УК) за благоприятное решения вопросов, связанных с проведением закупок товаров (работ, услуг);
- Должностных лиц Витебского областного управления госпромнадзора Жидкова А.С., Жидкого И.Г., Лоня С.Н. (Новополоцкая инспекция), Перегуда С.Ю. (областное управление) по фактам злоупотребления ими своими служебными полномочиями (ст.424 УК).
В КоАП определены меры административной ответственности за отдельные виды коррупционных правонарушений. К ним, в том числе, относятся:
- нарушение порядка использования средств бюджета, государственных внебюджетных фондов либо организации государственных закупок товаров (работ, услуг) (статья 11.16 КоАП);
- нарушение порядка проведения конкурсов и аукционов
(статья 23.83 КоАП).
В Законе о борьбе с коррупцией предусмотрена дисциплинарная ответственность за коррупционные проявления. В качестве наиболее жесткой санкции статьей 43 Закона предусмотрено освобождение от занимаемой должности (увольнение). Руководители государственных органов и иных организаций обязаны информировать государственные органы, осуществляющие борьбу с коррупцией, о фактах совершения подчиненными работниками коррупционных правонарушений в течение десяти дней с момента, когда им стало о них известно.
Статьей 36 Закона о борьбе с коррупцией установлена гражданско-правовая ответственность за достоверность сведений, указываемых в ежегодных декларациях о доходах и имуществе государственными должностными лицами, занимающими ответственное положение, лицами, поступившими на государственную службу путем избрания, их супругом (супругой), несовершеннолетними детьми, в том числе усыновленными (удочеренными), совершеннолетними близкими родственниками, совместно с ними проживающими и ведущими общее хозяйство. В случаях установления явного превышения стоимости принадлежащего указанным лицам имущества и иных расходов (составляющего не менее 25%) за период, когда должностные лица занимали названные должности над доходами, полученными из законных источников, имущество и иные расходы на сумму, явно превышающую подтвержденные доходы, безвозмездно изымаются (взыскиваются) или взыскивается стоимость такого имущества в доход государства.
Текущее состояние коррупционной преступности
По данным Генпрокуратуры, в 2017 году в Республике Беларусь учтено 1 885 (в 2016 году – 1 593) коррупционных преступлений.
Их удельный вес в общем количестве преступлений, учтенных в Республики Беларусь, составил 2,2% (в 2016 году – 1,7%).
В целом по республике увеличилось число установленных фактов:
- получения взяток – с 713 в 2016 году до 736 в 2017 году;
- совершения хищений путем злоупотребления служебными полномочиями – с 498 до 565;
- злоупотребления властью или служебными полномочиями – с 175
до 315; - дачи взяток – с 113 до 148;
- превышения власти или служебных полномочий – с 56 до 83;
- бездействия должностного лица – с 15 до 21.
Остаются немногочисленными учтенные факты незаконного участия в предпринимательской деятельности – 2 (в 2016 году – 3), легализации (отмывания) материальных ценностей – 1 (2).
Тенденция по увеличению числа зарегистрированных коррупционных преступлений отмечена в Брестской, Гомельской и Могилевской областях.
Вследствие активизации правоохранительной деятельности к уголовной ответственности в целом привлечено больше коррумпированных лиц. В сравнении с 2016 годом их общее число увеличилось с 701 до 780 (из них занимавших ответственное положение –
с 12 до 17).
Наибольшее число коррумпированных лиц привлечены в прошлом году к уголовной ответственности за:
- совершение хищений путем злоупотребления служебными полномочиями – в 2017 году 337 лиц (в 2016 году – 377);
- получение взятки – 156 (120);
- злоупотребление властью или служебными полномочиями – 145 (104).
Справочно:
Необходимо отметить, что в 2017 году в Витебской области почти в 4 раза (с 22 до 87) возросло количество учтенных преступлений, связанных со злоупотреблением служебными полномочиями (ст. 424 УК).
Существенно (с 38 до 85 или в 2,2 раза) возросло количество учтенных фактов взяточничества (ст.430, ст.431 УК).
В отдельных случаях коррупционная составляющая фактически напрямую перекладывается на граждан, часть из которых даже этого не подозревает.
Справочно:
Органами внутренних дел выявлена противоправная схема поставок технологического оборудования по ценам, завышенным до 13 раз, в адрес предприятий сферы жилищно-коммунального хозяйства. В отношении
25 должностных лиц предприятий системы ЖКХ и поставщиков возбуждено 52 уголовных дела, по части из которых уже вынесены обвинительные приговоры. Установленный ущерб превысил 20,5 млн. руб.
По сведениям Генпрокуратуры, в 2017 году коррупционными преступлениями причинен ущерб в размере 25,2 млн. руб. (в 2016 году – 7 млн. руб.), который возмещен на сумму 10 млн. руб. (2,8 млн. руб.), арестовано имущество на сумму 32,4 млн. руб. (14,6 млн. руб.).
В 2017 году наибольшее количество коррупционных преступлений учтено в сферах:
- государственного управления – 318 (в 2016 году – 275);
- сельского хозяйства – 200 (138);
- промышленности – 184 (135);
- транспорта – 181 (82);
- здравоохранения – 163 (163);
- строительства – 145 (118);
- образования – 130 (80);
- торговли – 118 (122).
Менее подвержены коррупции такие сферы, как предоставление услуг телекоммуникации и связи – 0 (в 2016 году – 1), социальная – 1 (1), страхование – 7 (2).
Число выявленных прокурорами нарушений антикоррупционного законодательства возросло с 1 996 в 2016 году до 2 096 в 2017 году, в том числе: 108 (в 2016 году – 236) фактов несоблюдения антикоррупционных ограничений, 1 365 (1 300) правонарушений, создающих условия для коррупции, 250 (228) коррупционных правонарушений, 340 (232) нарушений, связанных с несоблюдением порядка декларирования доходов и имущества.
Анализ судебной практики показывает, что коррупционно рискованными по-прежнему остаются сферы распоряжения государственной собственностью и имуществом организаций (в том числе бюджетными средствами при модернизации производства, выполнении инвестиционных программ), осуществления закупок, выполнения услуг, строительства и реконструкции объектов различных форм собственности.
Международное сотрудничество
Республика Беларусь является полноправным участником Группы государств по борьбе с коррупцией (международной организации, созданной Советом Европы в 1999 году, англ. – GRECO).
Наша страна также входит в состав Межгосударственного совета по противодействию коррупции Содружества Независимых Государств.
Справочно:
В октябре 2017 г. Совет глав государств СНГ одобрил Концепцию сотрудничества государств – участников СНГ по борьбе с коррупцией, проект которой был разработан белорусской стороной.
Беларусь активно взаимодействует с Евразийской группой по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (англ. – EAG), Группой по разработке финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (англ. – FATF), Антикоррупционной сетью для стран Восточной Европы и Центральной Азии Организации экономического сотрудничества и развития (англ. ACN OECD).
В опубликованном международной организацией Transparency International ежегодном индексе восприятия коррупции по итогам 2017 года Беларусь поднялась с 79-го (в 2016 году) на 68-е место (для сравнения: Болгария и ЮАР находятся на 71-м, Китай и Сербия – на 77-м, Индия
и Турция – на 81-м, Армения и Македония – на 107-м, Азербайджан, Казахстан, Молдова – на 122-м, Украина – на 130-м, Кыргызстан и Россия – на 135-м, Узбекистан – на 157-м, Таджикистан – на 161-м, Туркменистан – на 167-м). При этом наша страна за последнее десятилетие улучшила свою позицию более чем в два раза (в 2007 году занимала 150-е место).
По мнению экспертов американской некоммерческой деловой ассоциации TRACE International, Беларусь является одной из стран с «наиболее развитым антикоррупционным законодательством».
На фоне стремительного внедрения новых технологий в экономическую деятельность и общественные отношения возникают новые коррупционные риски и преступные схемы. Поэтому в Республике Беларусь формы и методы борьбы с коррупцией постоянно совершенствуются.
****
Белорусским руководством последовательно и настойчиво предпринимаются необходимые меры по дальнейшему укреплению законности и правопорядка, недопущению проникновения криминала в органы государственного управления, политику и экономику. Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко занимает принципиальную позицию в отношении безусловного противодействия коррупции во всех без исключения сферах общественных отношений. Неизменными остаются требования белорусского лидера о необходимости привлечения к ответственности причастных к коррупции лиц независимо от их статуса, должностного положения, предыдущих заслуг.
Справочно:
Большинство жителей Беларуси (68%) в той или иной степени положительно оценивает проводимые государством меры по борьбе с коррупцией в нашей стране. Об этом свидетельствуют данные проведенного ИАЦ в IV квартале 2017 г. республиканского опроса.
Глава государства на состоявшейся 1 февраля 2018 г. встрече с Председателем Комитета государственной безопасности В.Вакульчиком, отметив весомый вклад КГБ в раскрытие значимых преступлений в сфере коррупции, заявил: «Что бы мы ни делали в обществе, какие бы у нас ни были законы, государственное устройство, экономика, какая бы продвинутая ни была, но если коррупция, как в некоторых известных нам государствах зашкаливает, если против нее не борются, никакого продвижения и развития страна не получит. Поэтому коррупция – это страшная ржавчина, против которой надо бороться».
Главное управление идеологической работы, культуры и по делам молодежи Витебского облисполкома, г.Витебск, апрель 2018 г.
[*] Правонарушение – противоправное виновное действие (бездействие), за совершение которого предусмотрена юридическая ответственность (уголовная, административная, дисциплинарная, гражданско-правовая). Преступление – это правонарушение за которое предусмотрена уголовная ответственность.